Реализация инновационных проектов в условиях ШОД

ARTICLES

Приоритетным направлением в сфере образования в Казахстане является создание комплекса мер по развитию средней школы, которая сегодня находится в «эпицентре» модернизации, связанной, прежде всего, с переходом на 12-летнее обучение. В связи с этим наметилось продвижение по целому ряду принципиальных направлений. Ядром модернизации среднего образования являются Назарбаев Интеллектуальные школы, работающие по мировым стандартам. Уже сформирована развитая система трансляции их опыта на все школы страны. Дан старт процессу перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Она предусматривает индивидуализированный характер образования, учет возможностей каждого человека и создание условий для его самореализации и развития. Такая смена парадигмы в развитых странах способствовала началу процесса перехода к модели школы, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом. 
Современные требования к образованию, изменение подходов в процессе обучения и воспитания меняют взгляд на систему сложившихся приоритетов. Качество образования во многом зависит и от использования современных компьютерно-информационных технологий в разработке и реализации содержания современных педагогических условий обучения. Внедрение открытых систем, позволяют строить познавательную и обучающую деятельность, реализующую впоследствии широкое использование программных средств учащимися. Мир не стоит на месте, в ведущих странах уже началась смена парадигмы «образование = обучение» на парадигму «образование = становление», то есть становление человека, его саморазвитие, самооформление в личность. Дан старт процессу перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Она предусматривает индивидуализированный характер образования, учет возможностей каждого человека и создание условий для его самореализации и развития. Такая смена парадигмы в развитых странах способствовала началу процесса перехода к феноменальной модели школы, к решению новых учебно-воспитательных задач в организациях образования. Еще 20 веков назад великие создатели системы воспитания и образования – пайдейи – рассматривали образование и воспитание как формообразование человека через овладение культурой, универсальным знанием и добродетелями, составляющими сущность его бытия. А без потребности в познании конечной цели не достичь, познания нет без пути исследования [1]. 
Для развития инновационной деятельности в школе необходим новый тип лидера, владеющего навыками эффективной коммуникации. И речь идет не только о руководителе школы, но также и о каждом члене педагогического коллектива. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана, определившем стратегические приоритеты развития страны до 2030 года, сказано, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются «сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания». Таким образом, основным принципом развития общества в XXI веке является конкурентоспособность нации, определяемая в первую очередь уровнем образованности. Задача школы на современном этапе развития в условиях модернизации – закладывать интеллектуальный фундамент для обучения в течение всей жизни. 
Областная школа-интернат для одаренных детей «Озат» открыта решением Акима Костанайской области за № 92 от 18 апреля 2000 года. На основании письма Департамента дошкольного и среднего образования за № 02-538 от 16 апреля 2012 года КГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования акимата Костанайской области включена в перечень базовых организаций среднего образования для распространения передового опыта Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». ШОД «Озат» – это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре, и,  являясь базовой школой по трансляции опыта НИШ,  ориентируется и опирается на три рода ценностей: ценности индивидуального развития, уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции. Мне как учителю базовой школы Назарбаев Интеллектуальных школ посчастливилось пройти курсы повышения квалификации по 3-уровневой программе курсов повышения квалификации Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Образовательная среда областной школы-интерната для одаренных детей «Озат». сформирована с опорой на методологический аспект исследований. Каждый учащийся становится субъектом собственного развития путем обучения его способам добывания и переработки информации в процессе самостоятельной исследовательской практики. С этой целью в практику вводится новая личностно-деятельностная парадигма, выстраивается соответствующая инновационная методология, новый контент обучения, обеспечивается целевая подготовка нового поколения учащихся и педагогов. И все это направлено на развитие интеллектуальной, академической, творческой, социальной одаренности учащихся. 
            В соответствии с Правилами функционирования базовых организаций образования по внедрению опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,  утвержденных приказом МОН от 27 апреля 2012 года №194, в 2012-2013 учебном году  завершён  эксперимент по теме «Тьюторское сопровождение как инновационный ресурс образовательного учреждения».  В образовательной практике тьюторство рассматривается как грамотное и заботливое сопровождение обучающихся в процессе становления и развития индивидуальных образовательных  и культурных потребностей. Цели тьюторского сопровождения – создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим и определения собственного уникального пути освоения знания одаренного ученика, которое ему более всего необходимо. Результатом экспериментальной деятельности в школе являются:
1    программа  тьюторского сопровождения  в ШОД «Озат»
2    положение «Тьюторское сопровождение одаренных учащихся» 
3    методические рекомендации по «Тьюторское сопровождение одаренных учащихся» 
4     Дневник «Тьюторское сопровождение одаренных учащихся»
5     «Дневник саморазвития тьюторанта» 
6     Психологическая диагностика «Шаги познания»
7     Дневник «Радуга успехов»
8     Дневник консультаций
В нашей школе действуют студии, мы создали информационный портал. Несмотря на высокую учебную нагрузку, творческая энергия постоянно требует выхода. Проектирование электронно-вычислительных моделей на основе операционной системы Linux, позволяет сформировать у одаренных учащихся целостную систему знаний по предметам естественно-математического цикла, самостоятельно развить исследовательские навыки. В процессе проектирования выявляются более тонкие особенности проектирования интерфейсов, проводится эксперименты и практические работы для учащихся старшей ступени школы в целях развития ИКТ-компетенций. На сегодняшний день ни одна из  существующих учебных программ не предусматривает изучение комплекса естественнонаучных и физико-математических предметов при решении задач прикладного уровня. Формирование исследовательских компетенций способствовало профессиональной ориентации одаренных учащихся и их последующего профессионального самоопределения. 
Все это дало основания для открытия собственной студии, которая занимается созданием электронных устройств, научно-популярных фильмов с участием самих учащихся и учителей, версткой, оформлением дизайна школьной газеты «МЫ ТУТ!». Высокая активность всех форм деятельности, глубокая мотивация педагогического процесса, возможности детей, заложенные природой, творческая устремленность всего коллектива – все это направлено на достижение генеральной цели, в основе которой – принципы  и критерии гуманистической педагогики  ШОД «Озат»: 
1    развивающее обучение
2    стратегия ускорения и обогащения
3    интегративное мышление
4    лонгэтюдное наблюдение
5    таксономия.
С точки зрения  стратегического партнерства  мы сотрудничаем со всеми высшими учебными заведениями, находящимися на территории областного центра. У нас 13 научных  консультантов. В свете данной концепции каждый учащийся школы для одаренных детей является субъектом собственного развития, сам определяет программу становления своей личности с учетом умственных, физических, психических, социальных и других возможностей. Целостность процесса становления личности учащегося в ШОД «Озат» на личностно ориентированной основе обеспечивается созданием и развитием в школе гуманистической парадигмы. Концепция гуманизации образования ШОД «Озат» рассматривает в качестве цели образования самоактуализацию личности, предполагающую свободный личностный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов. Сущность данной методологии заключается в идее способности каждого одаренного ребенка к конструктивному раскрытию личностного потенциала и здоровому саморазвитию при условии создания (со стороны педагогов) активной образовательной среды, помогающих отношений и иных компонентов процесса фасилитации [2]. 
Таким образом, развитие одаренной личности в условиях школы-интерната для одаренных детей «Озат» базируется на принципах деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Конечным результатом предусматривается воспитание творчески активной, социально зрелой личности с максимально развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. Несомненно, инновационные образовательные программы и проекты способствуют формированию новых критериев, принципов и подходов для модернизации всей системы образования, адаптации к конкретным условиям внутренней и внешней среды, соответствию международного статуса организации.

Литература:
1.    Лебедев С.А. и др. Введение в историю и философию науки. – М., «Академический проект», 2005.
2.    Димухаметов Р.С., Димухаметова Н.П. Образование взрослых: социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров. 2011.